Таблица «Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина» поможет подготовить дополнительную информацию к уроку, закрепить пройденный материал по литературе.
1826 год, 15 (27) января – Родился в селе Спас-Угол в Тверской губернии в семье помещика.
1836-1844 – Учеба в Московском дворянском институте, а затем с 1838 г. в Царскосельском (Александровском) лицее.
1841-1845 – Начало литературной деятельности, публикация первых стихотворений в журнале "Библиотека для чтения" и "Современник".
40-е, конец – Участник кружка М.В.Петрашевского.
1847-1848 – Первые прозаические произведения: повести "Противоречия", "Запутанное
дело" в журнале "Отечественные записки".
1848 – Арест и ссылка в Вятку за "вредный образ мыслей";
старший чиновник, советник губернского правления.
1856 – Возвращение в Петербург.
1856-1857 – Публикация "Губернских очерков" в журнале "Русский вестник".
1856-1868 – Государственная служба в Министерстве внутренних дел (вице-губернатор в Рязани (1858 г.) и Твери (1860 г.);
председатель казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани).
1862-1864 – Работа в редакции журнала "Современник".
1863-1874 – "Помпадуры и помпадурши" (гротескно-сатирические образы и фантастические сюжеты).
1868 – Выход в отставку.
1868-1884 – Один из редакторов журнала "Отечественные записки";
после смерти Н. А. Некрасова – ответственный редактор;
все свои произведения печатает только на страницах "Отечественных записок".
1869-1870 – "История одного города" (характер отношений народа и власти).
1875-1880 – "Господа Головлевы", "Современная идиллия".
1880-е – Напечатан очерк "За рубежом" (своеобразное "сатирическое путешествие по
Европе"); закрытие "Отечественных записок"; завершены "Сказки" (сплав двух жанров: сказки и басни).
1887-1889 – "Пошехонская старина. Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина".
1889, 28 апреля (10 мая) – Умер в Петербурге.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/essay/saltykov-shhedrin/hronologicheskaya-tablitsa-saltykova-shhedrina
для самых крутых - Читать «Как мужик двух генералов прокормил» полностью
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на социальные и нравственные пороки общества
Смысл названия произведения
«Повесть» (повествование, повествовать) — Синонимы (рассказ, рассказывать); Белинский дал такое определение повести: «Ее форма может вместить в себя все, что хотите — и легкий очерк нравов, и колкую сатирическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души».
Следовательно, в названии автор указывает на конечную цель, ради которой пишет произведение. Пути достижения этой цели: рассказав о том, как один мужик двух генералов прокормил, он высказывает колкую, саркастическую насмешку над человеком и обществом. Это, несомненно, идея политическая.
«Прокормил» — взял на свое попечение; всегда; везде; прокормить — значит содержать иждивенца (нахлебника), полностью отвечать за его благополучие. (Генералы = иждивенцы, нахлебники).
Жанр произведения
«Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера».
Элементы сказки:
Сказочные обороты, присказки.
Особый сказочный склад.
Герой в необычной обстановке.
Умный, смекалистый мужик.
Вымысел, преувеличение, неправдоподобие.
Краткий пересказ содержания
Генералы — персонажи «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» — чудесным образом очутились на необитаемом острове в одних ночных рубашках и с орденами на шее. Ничего не умели и, проголодавшись, чуть не съели друг друга. Одумавшись, решили искать мужика и, найдя, потребовали, чтобы он кормил их. В дальнейшем жили его трудами, а когда соскучились, он же соорудил «такую посудину, чтобы можно было океан-море переплыть». По возвращении в Петербург генералы получили накопившуюся за минувшие годы пенсию, а своему кормильцу пожаловали рюмку водки и пятак серебра.
Таблицу перечертите в тетрадь и заполните
Генералы
«Мужичина»
Действия персонажей
«Стали искать, где восток и где запад. ...Ничего не нашли».
«Хотел генерал достать одно яблоко – ничего не вышло, только рубашку изорвал».
Не стал ловить ни рыбу, ни рябчиков, потому что знал: все равно не поймает, «...пришлось возвра-щаться на условленное место с пустыми руками».
«Легли опять спать генералы...»
«Они начали медленно подползать дуг к другу и в одно мгновения ока остервенились».
Читали «найденный нумер» «Московских ведомостей», «...пустились отыскивать мужика».
«...Думали: «Вот как хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!» «Этою веревкою генералы привязали мужика к дереву, чтобы не убег, а сами легли спать».
«...однако генералы соскучились».
«...ругали мужичину за его тунеядство...»
«Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»
«...висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит».
«И зачал он перед ними действовать».
«Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом... извлек огонь... поймал рябчика... напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»
«Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова», «...мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить».
«И выстроил он корабль — не корабль, а такую посудину...» «Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки... уложил генералов и... поплыл».
«А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками»
Характерные черты
Жалкие, никчемные люди, не приспособленные к жизни, умеют только отдавать приказы. Самодо- вольные, «сытые, белые, веселые». Воспринимают все блага в жизни как должное, как непреложный атрибут дворян. происхождения. Бесполезность существования генералов, потребит. отн-е ко всему окружающему. Ведут паразитический образ жизни
Ловкий, находчивый, трудолюбивый, чуткий, сильный, сообразительный; имеет крестьянскую привычку повиновения, чрезмерную покорность, неистощимое терпение
Оценка героев
Генералы выглядят жалкими пигмеями.
Они «ничего не понимают», они грязны физически и духовно, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать животные маски, то им как раз подходит маска свиньи
Щедрин горько смеется над тем, что мужик, по приказу генералов, сам вьет веревку, которой они его затем связывают. Образ народа-мужика обрисован... с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя, переплывает «океан-море». И к поработителям своим; мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства
Выводы:
М. Е. Салтыков-Щедрин считает, что первоосновой и источником жизни является простой русский мужик, что создатель всего того, что нас окружает, — народ. Нет народа — государство погибнет. Он поэтизирует ловкость и находчивость мужика, его трудолюбивые руки и чуткость к кормилице-земле.
Помещики и генералы на таком фоне выглядят жалкими, никчемными людьми, совершенно не приспособленными к жизни, умеющими лишь отдавать приказы. Эти люди (если их можно так назвать) не вызывают у внимательного читателя ничего, кроме чувства презрения.
Самодовольные, «сытые, белые, веселые», они воспринимают все блага в жизни как должное, как непреложный атрибут дворянского происхождения. «Вот как оно хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!» — так рассуждают генералы из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Автор постоянно подчеркивает бесполезность существования генералов, их потребительское отношение ко всему окружающему, об этом красноречиво говорит следующая фраза: «Я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!» Обращает на себя внимание то, с какой любовью автор описывает мужика, которого жизнь научила быть сильным, ловким, сообразительным. Мужик сумел поймать рябчика силком, сделанным из собственных волос, «развел огонь», «стал даже суп в пригоршне варить». Салтыков-Щедрин осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с горькой иронией, с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и неистощимое терпение.
- Сатира и юмор в сказке
В мужике Салтыков-Щедрин видит единственную силу, способную действовать. Но на работника тут же находятся два генерала, от которых проку, как от дырявых ведер. Герой, у которого были все возможности скрыться от своих эксплуататоров, что удивительно, не предпринимает никаких действий в свое спасение. Эта бессловесная рабская покорность вызывает гнев писателя. Нередко для иллюстрации чрезвычайной мерзости ситуации писатель использует гротеск... Салтыков-Щедрин — настоящий мастер слова, который использует богатство и образность языка для достижения цели: разбудить мысль и чувства покорного русского человека.
Выводы. Сказка Салтыкова-Щедрина явно отличается от сказки народной. Здесь нет положительного героя. Добро не побеждает зло. Использованы сатирические приемы: гипербола, гротеск. Автор показывает отношения людей разных социальных групп. Направлена на борьбу с существующим строем. Следовательно, перед нами сказка сатирическая, политическая.
Задача преувеличений, неправдоподобий – заставить восхищаться мастерством мужика и смеяться над невежеством, глупостью, тунеядством, ленью генералов.
Цель этого смеха – этот смех не веселит, нам одновременно грустно, потому что мужик совсем не думал о себе, о своей свободе, достоинстве... В сказке есть над чем посмеяться. Но характер смеха грустный, сожалеющий по отношению к мужику, язвительный, злой по отношению к генералам, горький, обличающий общественные отношения. Значит, этот смех обличает, вызывает грустное чувство, порождает гнев и ненависть к уродствам социального быта — это сатира. Следовательно, «Повесть...» — это сатирическая сказка. Значит, смех сатирика в сказке направлен на то, чтобы бороться с пороками — пороками общества, в котором есть такие генералы и такие мужики.
- Изобразительно-выразительные средства. Сатирические приемы
Сатирик пишет о мужике правду, но правда о мужике явно преувеличена для усиления его положительных черт — это гипербола.
А правду ли пишет сатирик о генералах? (Между правдой и неправдой в описании генералов вообще логической связи как будто нет. Неправдоподобия по отношению к генералам доведены до абсурда — это гротеск, а гротеск — разновидность комического.)
Таблица «Взаимоотношения мужика и генералов» (перечертите в тетрадь)
Мужик —► генералы
Генералы —► мужик
• И зачал он перед ними действовать.
• Нарвал генерал по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно — кислое
• Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает.
• Не дать ли тунеядцу частичку.
• Сколько они ругали мужичину за его тунеядство.
Пороки
отсутствие чувства собственного достоинства, самоуничижение, унижение, рабское поклонение и подчинение
самодовольство, высокомерие, хамство, иждивенчество, паразитизм, лень
Что узнаем мы из петербургской жизни генералов? («Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре. Оставшись за штатом, поселились в Подьяческой улице; имели каждый свою кухарку и получали пенсии»)
Что можно сказать об умственных способностях генералов? (Они «ничего не понимали»; не знали, как определить стороны света; не имели представления об элементарных вещах.)
Каков круг интересов генералов? (Генералов интересовала только еда во всех ее видах, их мышление было на уровне «Московских ведомостей», напоминающих им тоже о пище. Разговоры о потопе и вавилонском столпотворении лишний раз говорят об уровне их восприятия мира. Один был «поумнее», так как кроме регистратуры служил еще в «школе военных катонистов учителем каллиграфии».
Что показалось вам преувеличенным, неправдоподобным в изображении генералов? (Очутились на необитаемом острове странным образом, «по щучьему велению, по моему хотению»; чуть было не съели друг друга, один из них даже «откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».)
С какой целью писатель обратился к преувеличениям? (Гипербола помогает понять отношение самого автора к генералам.)
Каково отношение автора к персонажам? В чем оно выражается? (Писатель смеется и даже издевается над тупыми и жадными генералами. Он заставляет читателей задуматься: как столь тупые и легкомысленные люди могли получить достаточно высокий чин. Отношение Щедрина к генералам выражается в прямой авторской оценке героев: «Оба были легкомысленны», «ничего не понимали», «даже слов никаких не знали, кроме: "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности "»; ирония и насмешка в описании внешности генералов, их речей, поступков: «Увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них по ордену» и т. д.)
Каким изображает автор мужика? (Мужик — это прежде всего труженик, мастер на все руки: «мужичина до того изловчился, что стал в пригоршне суп варить».)
Почему при виде мужика «негодованию генералов предела не было»? (Генералы увидели мужика лежащим «брюхом кверху», накинулись на него: «лежебок», «тунеядец»; «сколько они ругали мужичину за его тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке сказать». Генералы презирают мужика.)
Какие чувства вызывает мужик у автора? (В изображении мужика чувствуется горькая насмешка: умный, сообразительный и ловкий, мужик покорно сносит капризы генералов и унижения от них.)
Какие чувства вызывает мужик у вас? (Возмущение покорностью мужика.)
Почему генералам без особого труда удалось заставить мужика на них работать? (Рабство уже вошло в привычку: «видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него». Мужику даже в голову не приходит возмутиться.)
Что вызывает смех в «Повести...»? (Это дикое устройство жизни, когда глупый и невежественный человек, достигнув богатства и чинов, распоряжается судьбой других людей.)
Смех писателя может быть разным: от легкой иронии до злой сатиры. Как смеется Щедрин над своими героями? (Сатирик смеется по-разному. Генералы изображены автором со злой, откровенной иронией; порой он издевается над ними. К мужику отношение иное: он нарисован с симпатией, но вызывает горечь и недоумение.) Действительно, герои «Повести...» смешны. Да и вся сказка пронизана смехом автора. В самом уже названии сказки уловима авторская ирония, так как слово «повесть» настраивает на спокойно-эпический, ровный и чуть торжественный лад. Конец сказки — счастливое благодаря мужицкому безропотному усердию и старанию избавление генералов от странного наваждения — звучит уже подчеркнуто пародийно и горько: «...веселись, мужичина!»
А какие человеческие недостатки высмеивает сатирик в «Повести...»? (Щедрин смеется над ленью и неприспособленностью, неблагодарностью и тупостью, над рабской покорностью.)
В сказке писателя проглядывают приметы времени. Найдите их. (Названия, связанные с топографией Санкт-Петербурга: Фонтанка, Большая Подьяческая улица, Екатерининский канал. Место службы генералов, их образ жизни.)
Обобщение. Близость сатиры Щедрина к произведениям народно-поэтической словесности наиболее заметно обнаруживается не в композиции или сюжете, а в художественной стилистике. Писателя привлекал в фольклоре прежде всего склад народной речи, образность языка.
Для М.Е. Салтыкова-Щедрина характерна чуткая восприимчивость к современности. В сказочной форме сатирик обличал не, только устои общества, но и свойственные человечеству пороки. Писателя возмущало, что человек глупый и невежественный благодаря богатству и чинам становится полновластным хозяином, презирает тех, кто на него трудится и кто его кормит. Более страшным было то, что трудолюбивый, умный и сильный мужик покорно сносил гнет и издевательства.
Интерактивный тест по сказке пройди ТУТ
6. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
(история создания комедии, краткое содержание)
6. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
войти и нужно было только этак зажмурить глаза»
оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками»
Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и
что есть силы хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От
этого убыток казне»
Парижа; откроют крышку-пар,которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах…»
солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его
каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего
ТЕМА: БАЛЛАДА.ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА
Комментариев нет:
Отправить комментарий