Русский язык 8

Русский язык 8
смена 11 (13.09-03.10.201)
тема: Текст и его основные признаки. Внутренняя и внешняя форма текста. Средства реализации авторского замысла
Ознакомиться с темой, пройти интерактивный тест можно здесь




тема: Стили речи: языковые средства
Ознакомиться с темой, пройти интерактивный тест можно здесь

тема: Конспект как жанр речи: строение, содержание, речевое оформление

Ознакомиться с темой, пройти интерактивный тест можно здесь
 Что такое конспект и как правильно его сделать можно посмотреть здесь
Внимание! ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЗАПИСИ В ТЕТРАДЬ:
Для составления конспекта необходимо знать  следующее:





ПУНКТУАЦИЯ
Что изучает пунктуация?
Запятая перед союзом "и"
Запятая перед союзом "или"
Ставится ли запятая перед "либо"?
Запятые в предложении с союзом "как...так и"
Обособленные определения
Когда причастный оборот выделяется запятыми
Обособленные обстоятельства
Знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом
Когда деепричастие и деепричастный оборот не выделяется запятыми
Обособленные приложения
Дефис при приложении
Запятая в предложении со сравнительным оборотом
Когда перед союзом "как" не ставится запятая?
Обращение

ОТВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ИЗ ВОПРОСОВ И ПУНКТОВ НАЙДЁШЬ, ЕСЛИ ПРОЙДЁШЬ ПО ССЫЛКАМ, РАСПОЛОЖЕННЫМ НИЖЕ

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ (ВИДЕО)

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (ВИДЕО)

ВИДЕО: ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ С ПРЕДЛОГАМИ

ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ (ВИДЕО)


ТЕМА: ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (ВИДЕО)



ТЕМА:             ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 
           ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


ПОДЛЕЖАЩЕЕ (ВИДЕО)

СКАЗУЕМОЕ(ВИДЕО)

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ (ВИДЕО)

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ(ВИДЕО)

СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ(ВИДЕО)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (ВИДЕО)

   ВТОРОСТЕПЕННЫЕ 
 ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ВИДЕОУРОКИ





Конспект как жанр речи; построение и содержание.
Где пригождается умение составлять конспект

Шурыгина Любовь Николаевна








Памятка "Как составить план текста"





1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. Вырази идею в одном предложении.
5. Раздели произведение на части.
6. Озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.

Виды плана

• Вопросный
• Назывной
• Тезисный
• План – опорная схема
• Комбинированный
Как правильно составить каждый из них ? 
Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).
Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).
Например:
- Кого поймали в море ?
- О чем плакала пойманная черепаха ?
- Почему черепаха плакала на самом деле ?
Тезисный план
План записывают в виде тезисов*.

*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
Например :
- В море поймали черепаху.
- Пойманная черепаха все время плачет.
- Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.
Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.
В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например :
- Пойманная черепаха.
- Черепашьи слезы.
- Настоящая причина слёз черепахи.
План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.
Например :
-Черепаха
- Слёзы.
- Соль из воды.
Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Например :
- Кого поймали в море ?
-Пойманная черепаха все время плачет.
- Настоящая причина слёз черепахи.



  







Обучение сжатому изложению в вопросах и ответах, с наглядными примерами
Посмотрим, как работать над написанием   сжатого изложения. Здесь пригождается умение составлять конспект.

 Какова задача изложения?
(Задача сжатого изложения – кратко в обобщенной форме передать содержание текста.)
 Какие особенности имеет работа над сжатым изложением? Как определить тему, идею текста, какие композиционные части текста бывают, как определить количество абзацев, микротемы? Необходимо уметь применять приемы сжатия текста.
II. Работа с текстом.
 Внимательно прочитайте текст, стремитесь понять его содержание, следите за рассуждениями, сосредоточьтесь только на воспринимаемом тексте.
Первое чтение текста.
Главная книга.
У каждого писателя есть главная, та единственная,  ненаписанная  книга, которая терпеливо-медленно  оформляется,  будто  выкристаллизовывается  по частям, по страницам из накопленного душевного опыта. Это  как  бы  вторая жизнь писателя, внутренняя, сложная, мучительная. Здесь  на  каждом  шагу  возникают опасения и колебания: а это ли главное, выношенное, нужное людям? А  может быть, то, что ты знаешь, чувствуешь, что накопилось в  тебе  и  рвется  на бумагу, - лишь тусклый отблеск необъятной в своих вариантах жизни, неясный отпечаток человеческой правды?
Если бы писателю удалось однажды написать эту Главную книгу, высказав в ней все, он, вероятно, больше бы  не  писал  ничего,  ибо  высказал  самое нужное, самое сокровенное. Но человеческой жизни часто не хватает для этой Главной книги.
Под Главной книгой, должно быть,  надо  понимать  произведение  (роман, повесть,  дневник,  записки,  стихи),  освещенное   ярким   индивидуальным чувством художника, где люди в событиях и события в  людях,  -  рассказ  о нашей эпохе, о неповторимых чертах ее.
 Главная книга - это откровение о себе и это книга,  в  которой  ясно  и подкупающе должны проступать все черты характера пишущего.  Это  необычный взлет высокой души  и  это  исповедь  и  писателя  и  его  поколения.  Это фиксирующее проникновение в настоящее и добрый взгляд  вперед,  ради  чего было и прошлое и есть настоящее. Главная  книга  -  это  книга  самой большой помощи людям,  это  сердце,  положенное  на  бумагу:  смотрите,  я люблю людей, я воюю и  борюсь  за  добро,  возьмите  меня,  это должно вам помочь...
Эта книга может охватывать всю нашу эпоху или одну страничку  ее,  один абзац. Дело не в объеме, не в размере - ведь речь идет о самом главном.
 (По Ю.Бондареву)
254 слова
1. Этап определения темы.
- Какого стиля и типа этот текст?
 (Стиль – публицистический, тип речи - рассуждение.)
- О чем этот текст? Что вам помогает определить его тему?
 (Заглавие текста, начало текста, ключевые слова помогают определить тему.)
- Найдите в тексте повторяющиеся слова, помогающие понять, что же это за Главная книга.

 ( Ключевые слова: главная книга, вторая жизнь писателя, главное, нужное людям, самое сокровенное, произведение о нашей эпохе, откровение о себе, исповедь писателя и поколения, самое главное.)
Итак, о чем же этот текст?
(Текст о ненаписанной Главной книге писателя, рассказывающей о самом сокровенном, нужном людям, о самом главном.)
- Почему слово «Главная» с большой буквы?
(Это книга жизни писателя.) 
2. Этап определения идеи текста.
- Что поможет нам сформулировать идею текста?
 (Настроение, которое вызывает прочтение текста, наличие в тексте тезиса, формулирующего основную мысль.)
- Зачем автор написал такой текст? Какую мысль хотел выразить Ю. Бондарев?
(Этот текст – размышление. Ю.Бондарев показывает, как сложен труд писателя, какие сомнения и трудности возникают при написании книги. Идея текста: «Чтобы написать Главную книгу, писателю приходится многое пережить, ему нужно уметь выразить на страницах весь накопленный опыт, рассказать о своей жизни и поколении, быть нужным людям». Для того чтобы написать Главную книгу, порой не хватает целой жизни: так много хочется писателю сказать сокровенного, нужного людям.)
3. Этап определения структуры текста.
 На какие композиционные части делится текст.
(Вступление, основная часть, заключение.)
Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. Тезис – это… (положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.)
 Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста. Какие приемы сжатия вы знаете?  

(Среди содержательных приемов компрессии текста основными являются: разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации, свертывание исходной информации за счет обобщения.
Выделяют три основных языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение.
  1. Исключение повторов, одного или нескольких из синонимов, уточняющих и поясняющих конструкций, фрагмента предложения, одного или нескольких предложений.
  2. Обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием, гипонимов гиперонимом, предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
  3. Упрощение: слияние нескольких предложений в одно, замена предложения или его части указательным местоимением, сложноподчиненного предложения простым, фрагмента предложения синонимичным выражением.)
- Какие приемы сжатия текста будете использовать, записывая вступление, основную часть, заключение?
- Обратимся к 1 абзацу. Выделите здесь ключевые слова.
- Какой прием сжатия здесь примените?
Вступление.
У каждого писателя есть главная книга, которая оформляется из накопленного душевного опыта.
(Применили исключение уточняющих слов, нескольких предложений.)
Аналогичная работа с 2 – 5 абзацами. 
Основная часть.
Если бы писателю удалось все высказать в Главной книге, то  он бы больше ничего не писал.
Главная книга – это произведение о нашей эпохе с ярким индивидуальным чувством художника.
Главная книга – это  взлет души и исповедь писателя и его поколения.  
(Использовали исключение и упрощение, обобщение.)
Заключение.
В книге речь идет о самом главном.
(Использовали исключение, упрощение, обобщение.)
(51 слово)
- Обратите внимание на эти предложения. Охарактеризуйте их.
(Первые два предложения – сложноподчинённые с придаточным определительным и условным. 3, 4 предложения простые с пропуском глагола-связки в составном именном сказуемом, поэтому в предложениях тире.)
Второе чтение текста.
 Прочитайте текст второй раз.
IV. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы.
- Вы внимательно следили за интонационными паузами. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев (5).
- Определите микротему каждого абзаца по ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Не забывайте о том, что при написании сжатого изложения необходимо разграничивать предложения микротемы на основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.). К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы. Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения. Примените приемы сжатия. 

 1 абзац – 1 микротема.
У каждого писателя есть главная книга, которая медленно оформляется по страницам из накопленного душевного опыта. Писателя мучают сомнения: нужны ли его знания, чувства людям?

- Какие приемы сжатия вы использовали?

  1. Исключение поясняющих слов, фрагмента предложения (У каждого писателя есть главная, та единственная, ненаписанная книга, которая терпеливо-медленно оформляется, будто выкристаллизовывается по частямпо страницам из накопленного душевного опыта.)
  1. Исключение 2-ого предложения.
  2. Упрощение: слияние 3, 4 предложений в одно бессоюзное сложное.
  3. Обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием, замена гипонимов гиперонимом (Опасения и колебания – сомнения. А это ли главноевыношенноенужное людям? – Нужны ли эти знания людям?)

(24 слова)

 2 абзац – 2 микротема.
Если бы писателю удалось все высказать в Главной книге, он бы больше ничего не писал. Но человеческой жизни для книги может не хватить.
(23 слова)

- Какие приемы сжатия вы использовали?
  1. Исключение одного предложения (последнее предложение 2 абзаца), повторов (самое нужное, самое сокровенное), вводного слова «вероятно», деепричастного оборота «высказав в ней все».


 3 абзац – 3 микротема.
 Главной книгой является прочувствованное художником произведение о нашей эпохе.
(9 слов)
- Какие приемы сжатия вы использовали?
  1. Исключение уточняющих конструкций (должно быть; освещенное ярким индивидуальным чувством художника; роман, повесть, дневник, записки, стихи).
  2. Упрощение: замена СПП простым предложением.
 4 абзац – 4 микротема.
Главная книга – это откровение писателя о себе, взлет высокой души, исповедь писателя и его поколения. Познание настоящего и взгляд в будущее. Книга большой помощи людям, любящее и доброе сердце.
(29 слов)
- Какие приемы сжатия вы использовали?


  1. Упрощение: замена СПП простым предложение (Главная книга – это откровение писателя о себе.), слияние нескольких предложений в одно.
  2. Исключение фрагмента предложения.



     5 абзац – 5 микротема.
    Книга может охватывать всю эпоху или ее часть. Но речь не об этом, а о самом главном.
    (17 слов)
    102 слова
    - Какие приемы сжатия вы использовали?


    1. Исключение (Дело не в объеме, не в размере).
    2. Обобщение (страничка, абзац – часть).


    5. Этап моделирования сжатого изложения.
    - Как соединить содержание микротем в текст?
     (Надо использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста. Лексические средства: повтор, однокоренные слова, синонимы. Лексико-грамматические средства: местоимения, наречия, союзы, частицы.)
    - Проверьте все, что вы написали. Обратите внимание на строение предложений (встречаются сложноподчинённые, простые предложения), на пунктуацию в сложных предложениях и в простых (например, тире при пропуске глагола-связки в составном именном сказуемом; двоеточие стоит между частями бессоюзного сложного предложения, где вторая часть объясняет, раскрывает содержание 1 части (1 микротема).
    Лексическая работа. 
    - Объясните смысл слов: сокровенное, откровенное, исповедь, опыт.
    (Сокровенное – свято хранимое и тайное.
    Откровение – то, что неожиданно открывает истину, вносит ясность, понимание.
    Исповедь – откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.
    Опыт – совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений.)
    Словарная работа. 
    - Обратите внимание на написание слов. Объясните.
    Ненаписанная (книга)
    неповторимые (черты)
    медленно
    накопленный
    сокровенное
    положенное на бумагу
    сердце
    исповедь
    любящее
    - Отредактируйте свою работу. Перепишите в тетрадь.
    III. Итог.
    Возможный текст сжатого изложения.
     У каждого писателя есть главная, ненаписанная книга, которая медленно оформляется по страницам из накопленного душевного опыта. Художника мучают сомнения: нужны ли его знания и чувства людям?
    Если бы писателю удалось высказать все сокровенное в Главной книге, то он бы больше ничего не писал. Но человеческой жизни для нее  может не хватить.
    Вероятно, Главной  книгой является прочувствованное художником произведение о нашей эпохе, о неповторимых ее чертах.
    Главная книга – это откровение писателя о себе, взлет высокой души и исповедь автора и его поколения. Познание настоящего и взгляд в будущее. Книга  большой помощи людям, а также любящее и доброе сердце.
    Эта книга может охватывать всю эпоху или ее часть. Но речь идет не об этом, а о самом главном.
    (116 слов)

    Что такое план текста и зачем он нужен? Советы будущим копирайтерам

    План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.
    Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.
    Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:
    • избавиться от каши в голове, разложить всю информацию по полочкам;
    • сделать материал полезным, увлекательным для читателя;
    • благодаря продуманной структуре, читатель легко найдет нужный ему блок информации;
    • количество клиентов, восторженных отзывов вырастет вместе с вашим доходом.
    Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.

    Составляем структуру правильно: подробная инструкция

    Когда первый раз садишься писать план, обычно в голове начинается хаос, сложно выделить основную мысль. В итоге пункты, которые должны быть короткими, раздуваются до целых абзацев.
    Для справки. Основная мысль – задача статьи/произведения, а тема – обобщенное название содержания.
    С чего начать и как закончить:
    • Прочитайте текст 2 – 3 раза. Делайте пометки, записывайте идеи по ходу чтения. Если пишете из головы, и вам не нужно изучать конкурентные статьи, тогда пропускайте этот шаг.
    • Задайте себе два вопроса: какова его тема, для чего написан материал. Так вы сразу определитесь с главной мыслью.
    • Присмотритесь к каждому абзацу и подумайте, где ключевой момент, в чем его смысл? Часто абзац – это уже законченная мысль, которую можно внести в структуру как подзаголовок. Не останавливайтесь на деталях. Нас интересуют только действие, сюжетный поворот.
    • Оставьте список на несколько минут, отдохните. Перечитайте его. Понимаете ли вы, о чем работа, только взглянув на него? Да – вы все хорошо проработали, нет – надо дорабатывать.
      Перепишите план в чистовик, используйте по назначению.
    • Перепишите план в чистовик, используйте по назначению.
    Несколько советов на дорожку:
    1. *Незнакомые слова, понятия, которыми будете пользоваться, выписывайте отдельно. Обязательно уточните их значение.
    2. *Не повторяйтесь. Если одно и то же слово напрашивается несколько раз, замените его синонимом.
    3. *Не бойтесь доработок. Если, вернувшись к списку через несколько минут, вы хотите внести правки, то делайте это.
    4. *План текста для публичного выступления должен быть коротким. Один пункт состоит максимум из 2 – 3 слов.
    5. *Оформляйте пункты цифрами, а подпункты маркированным списком.
    Заведите отдельный блокнотик для планов. Записывайте туда все свои наработки. Это хороший источник вдохновения, перечитывая который, вы будете отслеживать свой прогресс.
    Мы окинули взглядом обобщенный способ структурирования статьи. Теперь усложним задачу и разделим план на несколько видов, каждый из которых создается по-особому.

    Какие виды планов существуют?

    План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

    Тезисный

    Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.
    Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.
    Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:
    1. Жил старче небогато со своей старушкой.
    2. Старик поймал волшебную рыбку и отпустил ее.
    3. Старче рассказал все старухе, она потребовала корыто.
    4. Недовольная старуха послала старика за избой.
    5. Сварливой старухе недостаточно избушки, она захотела стать царицей.
    6. Надоело быть царицей старушке, захотелось ей стать владычицей морской.
    7. Рыбка не вынесла алчности старухи и исчезла.
    8. Старик и его жена остались с разбитым корытом.
    Каждая 1 000 знаков = 1 тезису. Если вы пишете статью на 6 000 символов, вам нужно выделить 6 пунктов. Так вы не переборщите с водой в тексте, материал будет приятно читать.

    Вопросительный

    Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

    Такой план идеально подходит для информационных статей, мастер-классов, инструкций, анализа.
    Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:
    1. Что сделал старик, когда выловил волшебную рыбку впервые?
    2. Как старуха отреагировала на рассказ о золотой рыбке?
    3. Что старуха заставляла мужа просить у рыбки?
    4. Как рыбка ответила на последнее желание старушки?
    5. Что произошло со стариком и его женой в конце?
    Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

    Назывной

    Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.
    Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:
    1. Встреча старика и золотой рыбки.
    2. Прихоти старухи.
    3. Старик и старуха у разбитого корыта.
    Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

    Опорный

    Опорный план пишется без правил. Это небольшой пересказ статьи, состоящий из главных информативных частей. Он предназначен для личного пользования. Важно, чтобы вам было удобно и понятно работать с ним. Все пункты – опоры, вызывающие яркие, детальные картины, передающие содержание статьи.

    Вы можете писать его развернуто или сжато. Все зависит от вашей цели, возможностей, памяти, ассоциаций.
    Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:
    1. Первая встреча старика и золотой рыбки.
    2. Три желания старухи.
    3. Отказ рыбки.
    4. Разбитое корыто.
    Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

    Смешанный

    Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.
    Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:
    1. Старче попалась волшебная рыбка, которую ему стало жалко. Он ее отпустил.
    2. Как повела себя старуха, услышав о необычной рыбке?
    3. Три желания старухи.
    4. Почему золотая рыбка отказалась выполнять последнее желание?
    5. Старик и его жена вернулись к прежней жизни.
    Можете им пользоваться для любых целей.

    Простой и сложный

    Какой план вам нужен: развернутый или простой. Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?
    Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.
    Например, сказку “Колобок” можно представить так:
    Простая структураСложная структура
    • Лепка колобка.
    • Колобок встретился с зайцем.
    • Колобок встретился с волком.
    • Колобок столкнулся с медведем.
    • Колобок попался лисе.
    • Лиса съела его.
    • Появление колобка.
      • Кто испек колобка?
      • Когда ожил колобок?
      • Что сделал оживший колобок?
    • Путешествие колобка.
      • Как ушел колобок от зайца?
      • Встреча волка и колобка.
      • Колобок столкнулся с медведем.
      • Чем закончилась встреча колобка и лисы?
    Тренируйтесь писать простой план. Как только у вас начнет получаться, пробуйте сделать развернутый.
    Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

    Как жанр статьи влияет на создание структуры?

    Перед тем как садиться за план, подумайте: к какому стилю относится ваш текст? Будет это научная работа или горячая новость? В чем же отличие:
    1. Научная работа строится так, чтобы пошагово доказать определенную теорию, закономерность. Автор излагает аргументы, в подтверждение приводя документы, ссылаясь на авторитетные источники. Читатель постепенно идет к выводу – основной идеи материала, которая находится в конце.
    2. Яркая заметка, новость и обзор пишется в другой последовательности. Первые пункты – важная, привлекающая внимание информация, середина подробно раскрывает изложенное в начале, а конец – обобщение, дополнительные сведения.
    Все дело в характере текстов. Научные труды читают вдумчиво, уделяя внимание каждому информационному блоку.

    Тексты журналистов, копирайтеров не изучают. Их бегло просматривают за едой, в транспорте. Первые абзацы должны цеплять, вызывать желание дочитать до конца. Те, кто не учитывает разницы в стилях, сильно проигрывают: их работы остаются незамеченными.

    Типичные ошибки + примеры

    В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. 
    А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:
    1. *Нарушение логической связи, каждый пункт живет отдельной жизнью.
    2. *Пункты пересекаются между собой, смысловые границы нарушены. Автор не смог разделить текст на ключевые моменты или слишком детально описал содержание.
    3. *Все пункты указывают на второстепенную информацию. Скорее всего автор не сумел определить идею, тему статьи.
    4. *Пропущены вступление, заключение.
    5. *Автор подобрал неправильные слова для названия пунктов. Невозможно понять, о чем идет речь.
    6. *Длина пункта превышает 9 слов, напоминает абзац.
    7. *Размер пунктов, вид слишком различаются. Это допустимо только при написании комбинированного плана.
    Выпишите список ошибок и повесьте на рабочий стол. Каждый раз, когда садитесь готовить план или проверять его, пройдитесь по списку.
    Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.
    Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”
    1. Когда ребенок учится говорить?
    2. Ребенок не говорит.
    3. Что нужно говорить малышу?
    4. Как научить ребенка говорить быстро и четко?
    5. Частые ошибки, которые совершают родители: мало читают ребенку, заставляют учиться, ругают.
    Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.
    Где допущены ошибки в плане?
    Какие ошибки здесь допущены:
    • Пункт 1 – лишнее. Мы ведь говорим о том, как научить малыша разговаривать, а не когда. Про это лучше написать отдельный текст.
    • Пункт 2 – тезисный, а мы оформляем все вопросами. Выглядит аляписто, нелогично.
    • Пункт 3 можно сделать подпунктом для удобства восприятия.
    • Пункт 5 длинный, однородные члены после запятой надо оформить подпунктами.
    А вот исправленная версия:
    • Вступление.
    • Как научить говорить ребенка быстро и четко:
      • чтение вслух,
      • развивающие скороговорки,
      • артикуляционная гимнастика,
      • много общения,
      • словесные игры.
    • Почему ребенок не разговаривает?
    • Типичные ошибки родителей:
      • назойливое обучение,
      • недостаток внимания.
    • Заключение.
    Учитесь писать подобные тексты , чтобы зарабатывать.

    Заключение

    План – опора, помогающая собрать мысли в кучку.  Он упрощает жизнь копирайтера. Практикуйтесь как можно больше: пишите сами, анализируйте чужие работы. Помните, что упорство и опыт – ваше подспорье.
    А вы уже пробовали составлять планы? Заметили, как проще пишутся статьи? 
    Я желаю вам удачи!


    Комментариев нет:

    Отправить комментарий